Фаворская неделя в Новосибирске

Первая декада августа имеет для всех католиков Урала и Западной Сибири особое значение: 6 августа вся епархия и ее Кафедральный собор отмечают свой престольный праздник – Преображение Господне, а на 10 августа приходится годовщина освящения Кафедрального собора (это событие имело место 10 августа 1997 г.).

В Новосибирске промежуток времени с 6 по 10 августа (или по ближайшее к 6 августа воскресенье, если оно наступает после 10 августа) получил название «Фаворской недели». Это время особенно горячих молитв и благодарений, время тщательного испытания совести и исповеди, время духовной радости и веселых приходских праздников. К этому времени бывают приурочены важные епархиальные инициативы: пастырские конференции, рукоположения и монашеские обеты, специальные катехезы и встречи. Традиционной на Фаворской неделе стала Епархиальная встреча министрантов в самом сердце епархии. Еще одна добрая традиция – визит в Новосибирск в эти дни Апостольского нунция.

В этом году начальным аккордом Фаворской недели стало принесение торжественных обетов сестрой Агнией Иисуса Христа из Кармила Воскресения Христова в Новосибирске 6 августа, в самый день престольного праздника. Кульминация же торжеств пришлась на воскресенье 8 августа. В этот день в Кафедральном соборе была отслужена праздничная Месса, во время которой со словом проповеди к верующим обратился Апостольский нунций в РФ архиепископ Антонио Меннини, а группа юных прихожан приняла свое Первое Причастие. После окончания богослужения все его участники были приглашены на братскую трапезу любви, а вечером того же дня в Кафедральном соборе прошла еще одна Месса – об упокоении душ всех усопших верных Новосибирска и Новониколаевска.

Завершилась же Фаворская неделя этого года праздничным богослужением 10 августа, в день 13-ой годовщины освящения храма. На этот раз в его стенах прозвучала проповедь-размышление епископа Иосифа Верта, в которой было раскрыто значение переживаемых новосибирскими католиками событий.

«Мы знаем, как после коммунистической революции 1917 г. власти стали закрывать и разрушать храмы, расстреливать священников, – сказал Владыка Иосиф. – Эта судьба постигла и первый католический храм нашего города, столетие освящения которого мы отмечали год назад. С 1936 г. в нем уже не проводились богослужения. Сибирские священники и миряне частью погибли, частью были отправлены в концлагеря, где были принуждены заниматься рабским трудом. Какая безнадежность, какое горе!… Самое страшное, что у людей попытались отнять «право на Бога». В глубине души многие сохраняли веру и упование, но все внешние атрибуты религии были запрещены или уничтожены.

Я вспоминаю свое посещение лагеря-музея в Магадане в начале 90-х годов. Я ходил по полуразваленным баракам и зашел в помещение карцера. Там было лишь очень маленькое окошечко, через которое был виден крошечный клочок неба. Всё это очень сильно на меня подействовало. Я попытался вжиться в мысли и чувства человека, который находился здесь лет шестьдесят тому назад. Он стоял у этого окошечка, глядел в небо… О чем он мог в этот момент думать? Этот человек вполне мог быть священником. Нам показывали кладбище заключенных. Их хоронили в братских могилах, но над могилой священника часто ставили крест. И таких крестов там очень немало. Наверное, этот священник, глядя на клочок неба над головой, молился. О чем, о ком? Конечно о своих гонителях и палачах, чтобы Бог дал им раскаяние. О своих товарищах по заключению, чтобы Бог дал им силы претерпеть до конца. Но он должен был думать и о будущем. Он наверняка надеялся, что это страшное время не может продолжаться вечно, что «ради избранных сократятся те дни». И он молился об “ускорении избавления” и “сокращении времени испытаний”. Сотни тысяч и даже миллионы людей в этой стране ушли из земной жизни с молитвой о будущем на устах. С молитвой за будущие поколения, т.е. за нас с вами. И если мы смогли в свое время освятить наш Кафедральный собор, то это произошло благодаря их жертве, их молитве.

Нельзя не вспомнить и тех людей, которые были насильственно депортированы в наши края. Я имею в виду прежде всего российских немцев. Они в 50-60 годах “стихийно” собирались в общины, и в архивах многих городов теперь находят тысячи обращений к государственным властям с просьбой (или требованием) зарегистрировать эти общины. Люди посылали такие письма, несмотря на то, что в ответ их могли ждать репрессии. И те, кто мужественно добивался официального признания религиозных общин, и те, кто собирался на молитву тайно, также приблизили 10 августа 1997 г. – день освящения нашего собора.

Можно вспомнить и более близкое время, события, участниками которых были многие из вас. Это – начало 90-х годов, когда нами было получено разрешение на строительство храма здесь, в центре Новосибирска. Вначале мы освятили маленькую деревянную часовню, которая набивалась битком каждое воскресенье (и всё-таки, это было значительно меньшее число людей, чем то, которое приходит в храм сегодня). Потом мы молились в нижнем храме, который был освящен первым, а на Рождество 1996 г. наконец поднялись наверх.

Я вспоминаю и сами торжества освящения Кафедрального собора. Был Апостольский нунций, архиепископ Джон Буковский. Было десять епископов: мой “восточный сосед”, архиепископ Аляски, и “западные соседи” из Москвы, Украины, Словакии, Швейцарии и самого Рима (этот «римский» архиепископ сегодня уже кардинал). Были генеральные настоятели ордена иезуитов и ордена кларетинов и многие другие известные мужи Церкви. Было 140 священников и порядка двух тысяч мирян. Они заполнили до отказа не только весь верхний храм, но и пространство нижнего храма (там был поставлен экран, на котором можно было следить за церемонией), и весь церковный двор. Много было тогда пролито слез – слез радости. Мне рассказывали священники из отдаленных населенных пунктов (а на них и их паству выпала немалая физическая нагрузка: бессонная ночь по пути в Новосибирск, целый день напряженных молитв здесь, потом еще одна бессонная ночь по пути обратно), что бабушки, возвращаясь после литургии освящения, говорили им: “Теперь мы всё видели! Теперь мы можем спокойно умереть!” А одна гостья из Германии, участница движения “Фоколяров”, оказывавшая большую помощь российским католикам еще в годы коммунизма, сказала мне: “Отец епископ, в моей жизни (а ей тогда было около 70 лет) было два самых ярких события: моя свадьба 50 лет назад и сегодняшнее освящение вашего храма”. Она тоже плакала от всей души, хотя люди с Запада склоны к слезам гораздо меньше, чем наши.

Поколения католиков, прошедшие сквозь гонения, желали наступления этого дня больше самой жизни. “Многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, и не видели; желали слышать то, что вы слышите, и не слышали”, – сказал Иисус Своим ученикам. Эти слова можно прямо отнести и к нам. Об этом великом даре призван напоминать нам сегодняшний праздник. Нам следовало бы возблагодарить Господа за этот безмерный дар, причем делать это не только раз в год, а ежедневно или даже несколько раз в течение дня».

Источник: Сибирская католическая газета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *