Рождественская проповедь 24 декабря 2004

Рождественская проповедь
Его Преосвященства Епископа ИОСИФА ВЕРТА

(ночная Месса Рождества, 24 декабря 2004 г.)

Опять опустилась на Землю Святая Ночь, как и 2000 лет назад, когда Иисус Христос, Сын Божий, родился в Вифлееме, в хлеву, как бедный, беспомощный Младенец. И Матерь Его, Мария, спеленав Младенца, положила Его в ясли. Сын Божий оставил небесную славу, чтобы жить среди людей, чтобы Своей смертью на кресте спасти людей, привести их к Небесному Отцу, к настоящему вечному счастью.

Вот и мы начали праздновать торжество Светлого Рождества Христова освящением яслей. Все это внешнее оформление нужно нам, людям, для того, чтобы больше проникнуть в глубину этой тайны, чтобы лучше осознать значение того, что произошло 2000 лет назад и происходит с тех пор постоянно в нашей жизни, но что ярче проявляется именно в эту ночь с 24 на 25 декабря, сегодня, когда, казалось бы, темнота все больше и больше побеждает свет, зимний холод проникает сквозь стены и одежды в наши жилища и сердца.

Как раз с этого времени, дня зимнего солнцестояния, начинает, вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее, увеличиваться день, все более и более побеждая ночь. Иисус Христос – «Свет Миру», рождается как раз в это время и зажигает Своей правдой и благодатью свет и огонь, чтобы осветить и обогреть темную и холодную ночь нашей жизни.

Мы празднуем сегодня Рождество. Мы празднуем вновь и вновь тот исторический факт, то историческое событие, произошедшее 2000 лет тому назад и явившееся самым великим событием в мировой истории. В череде великих мировых событий есть такие, благодаря которым человечество каждый раз совершало огромный скачок в своем развитии: человек научился кремнем высекать искру и зажигать огонь, он изобрел колесо, он научился выплавлять бронзу и железо, открыл новые континенты, изобрел электричество, радио, телефон, телевидение, покорил атом и космос, создал компьютер и связал весь мир сетью интернета. Человечество родило миру выдающихся ученых и мыслителей: Аристотеля и Вергилия, Юлия Цезаря, Карла Великого, Данте, Петра Первого, Ломоносова, Наполеона, Ньютона, Гёте и Пушкина.

Но все эти лица и события блекнут перед Первой Рождественской Ночью, когда Сын Божий сошел с небес и ступил на нашу землю, когда небо спустилось на землю, чтобы восстановить утраченную связь с нею, когда пение небесных кущ зазвучало в вифлеемских полях на Земле: «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения...»

Почему? Какое реальное значение имеет для нас Рождество?

В истории человечества всегда были люди, партии и державы, которые обещали благоденствие отдельным народам или всей вселенной. Но ни эти люди, ни тем более системы (коммунизм, капитализм и как бы они еще ни назывались) преследуя свои цели и имея свои планы, не имели ЛЮБВИ, — не имели любви ни к народам, ни, тем более, к каждому отдельному человеку. Рассказывают, что во времена французской революции один из революционных лидеров обратился к молодому Наполеону с грандиозным проектом: он решил основать новую религию взамен «устаревшего» христианства. Наполеон задумчиво ответил: «Хорошо. Но помни, что для успеха дела ты должен дать распять себя на кресте».

Любовь к нам – бедным, слабым, грешным, – в этом самое решающее отличие Иисуса от всех выдающихся личностей в истории. Его дело искупления продиктовано исключительно любовью, и в этом не то что нет больше аналогов, но к этому и близко не может подступиться для сравнения ни одна революция, ни одно сколь угодно благое дело в истории. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин 15, 13)

Когда я готовился к праздникам, мне на память пришла удивительно трогательная история бедной девочки Козетты из романа Виктора Гюго «Отверженные».

Девочке было только восемь лет, но она уже так много выстрадала, что казалась маленькой старушкой. Она постоянно дрожала от страха. Тумаки, а то и плеть от рук хозяев она получала куда чаще жалкой похлебки. Она носила на своем теле черные и синие пятна – следы побоев. Ее одежда представляла собой лохмотья, которые летом возбуждали сострадание, а зимой внушали ужас. Взгляд восьмилетнего ребенка был всегда печален и мрачен. Детские игры, радость и веселье, любовь родителей — все это было ей незнакомо. Она не знала, что значит жить под крылышком матери.

Однажды в Сочельник, вечером, в кромешной тьме, хозяева харчевни выгнали её из дома и послали в лес к роднику за водой, чтобы напоить лошадей постояльцев. Ее опять охватил дикий ужас, от которого замирало ее сердце.

Но был Сочельник, когда все дети мира должны только радоваться, и именно этот Святой Вечер должен был стать для бедной Козетты самым счастливым днем в ее судьбе. Уже на обратном пути, таща огромное, тяжелое ведро с водой и пугаясь каждый раз от малейшего шороха в темном, страшном лесу, она вдруг почувствовала, что ведро стало легким. Чья-то рука, огромная и сильная, схватила дужку ведра и легко приподняла его. Она вскинула голову. Это был мужчина, неслышно догнавший ее.

– Дитя мое! Твоя ноша слишком тяжела для тебя; дай, я понесу, – сказал он.

Козетта теперь легко поспевала за добрым Незнакомцем. Время от времени она посматривала на него с каким-то удивительным спокойствием, с каким-то невыразимым доверием. Ее никто никогда не учил молиться Богу. Однако она испытывала нечто похожее на радость и надежду, устремленную к небесам.

И дальше автор книги держит читателя в приятном напряжении, показывая, как девочка-сиротка в этот Святой Вечер впервые в жизни переживает и многие другие радости. В лесу, во время хождения за водой, она потеряла монету в 15 су на хлеб, и хозяйка уже сняла плеть с гвоздя, чтобы проучить свою несчастную рабыню. Но тут опять на помощь подоспел Незнакомец. Пошарив в своем кармане и сделав вид, что нашел на полу злосчастную копейку, он спас бедняжку от порки. Даже в Святой Сочельник Козетта должна была работать – вязать чулки для хозяев; хозяйские же дети в это время беззаботно играли. Незнакомец выкупил незаконченные чулки, переплатив их стоимость, и таким образом Козетта получила право играть. Движимая детским инстинктом, девочка притронулась к кукле хозяйских дочерей, и на нее обрушился весь гнев госпожи, вместе с тяжелым пинком. Тогда Незнакомец удалился и через короткое время вернулся опять, держа в руке самую чудесную куклу, на которую любовались все дети городка, пока она красовалась в витрине торговой лавочки.

Во Франции XIX века у детей существовал прелестный старинный обычай в Рождественский Сочельник ставить в камин свой башмачок, в надежде, что ночью добрая фея положит в него чудесный подарок. Козетта с трогательной детской доверчивостью, из года в год, не теряя надежды, ставила свой башмачок в углу камина рядом с башмачками хозяйских дочерей. И вот впервые утром в Рождество, проснувшись рано, она нашла в своем деревянном башмачке ценный дар: золотую монету.

И чуть позже самый прекрасный финал завершил весь этот ряд даров в Святое Рождество: когда день еще только занимался, Козетту позвали, и Незнакомец подал девочке сверток, в котором лежали детское шерстяное платьице, фартучек, нижняя юбка, косынка, шерстяные чулки, башмаки — одним словом, полное одеяние для девочки.

Козетта переоделась, и Незнакомец, взяв ее за руку, повел ее прочь от этого жестокого дома. Козетта шла степенно, широко открыв большие глаза и глядя в небо. Ей казалось, будто рядом с нею идет Сам Господь Бог. Это было начало новой, счастливой жизни.

Наверное, каждый из нас мог бы вспомнить какой-либо особый год, в который Рождество имело решающее значение в его жизни... Или вспоминает каждое Рождество как самое светлое событие года... Часто, когда я бываю у своих родственников, которые сегодня почти все уже живут в Германии, мои братья и сестры с ностальгией детство и Рождество. Уже с первых дней Адвента Christkind – Младенец-Христос по вечерам приходил к окну, чтобы показать некоторые из будущих рождественских подарков. Но мама не всегда уходила Его звать, а только тогда, когда мы, дети, днем хорошо себя вели. Особенно в последний период Адвента мы изо всех сил старались угодить Младенцу Христу и выполнять все Его заповеди, ведь Он, как говорила нам мама, уже стоит у дверей.

А сам Сочельник! Это было что-то! Это надо было видеть и пережить! Отец приходил с работы раньше обычного, мы все надевали свои лучшие праздничные одежды. Затем, ближе к вечеру, отец с нами шутил и общался, как бывало только в Сочельник. Уже позже мы начинали понимать, что это входило в его задачу: отвлекать нас от сарая, где мама с тетей что-то подозрительно долго копошились... А потом, когда снаружи доносились звуки шагов и пение, мы быстро рассаживались вокруг стола, накрытого ослепительно белой скатертью. Двери открывались, и на пороге, тоже весь в белом, перед нами являлся Младенец Христос!

А на дворе стояла зима конца 50-х – начала 60-х годов. В это самое время отца Буковинского вновь посадили в тюрьму, блаженный отец Алексий Зарецкий в молодом возрасте скончался в лагере в Долинке возле Караганды... А мы, верующий народ, праздновали Рождество в наших катакомбах с такой радостью и духовным утешением, как это некогда было в Вифлееме или как на небесах...

В немецком городе Renningen мой знакомый священник каждый год в своей церкви устраивает грандиозные рождественские ясли и каждый год он придает им какой-то особый акцент. В этом году, наверное, это будет евхаристический акцент, потому что святой Отец Иоанн Павел II в октябре месяце своим Апостольским Посланием « Mane nobiscum Domine » провозгласил Евхаристический год. Мне было бы очень интересно увидеть эти рождественские ясли, интересно увидеть, каким образом в них пёредается та истина, что в Евхаристии присутствует тот самый Иисус, Который родился в Вифлееме в начале нашей эры, и был положен в яслях, что теперь так красиво изображается в рождественском оформлении католических храмов.

Каково было бы, если бы нам дано было счастье наяву лицезреть Иисуса и поклониться Ему вместе с пастушками, вместе с Пречистой Матерью Марией и со святым Иосифом. Каково было бы нам, если позволено было бы даже взять Его на руки, Его целовать и обнимать; в какой океан радости окунулись бы мы и как возблагодарили бы мы за такую особенную и чрезвычайную благодать!

Но вот! Кто Тот, Который скрывается под покровом Святой Евхаристии? Разве это не Тот Самый Иисус, сокрытый здесь в образе Евхаристии, Который там, в яслях, явился в образе беспомощного Младенца?! Этого твоего Спасителя ты можешь не только лицезреть и Ему поклониться, но даже принять в свое сердце, когда ты причащаешься...

Святой Отец в апостольском послании на Евхаристический год пишет: «Пусть Год Евхаристии станет для всех ценной возможностью для обновленного осознания того несравненного сокровища, которое Христос вверил Своей Церкви». А напоминая о Всемирном Дне Молодежи в Кёльне, Святой Отец говорит, что многого ждет от молодежи. «Избранная тема — «Мы пришли поклониться Ему» (Мф 2, 2) – особенно подходит для того, чтобы подсказать вам, как лучше прожить этот Евхаристический год», – говорит Папа. «Несите на встречу с Иисусом, скрытым в Евхаристическом Хлебе и Вине, весь энтузиазм вашего возраста, вашу надежду, вашу способность любить».

Святую Евхаристию я особенно тепло и глубоко переживал в новициате. 15-минутные посещения Святых Даров три раза в день были моими любимыми духовными упражнениями. Когда подходило предписанное время, меня уже тянуло на свидание с Евхаристическим Иисусом. От дома священника надо было подниматься к храму по крутому склону, но я преодолевал его в несколько прыжков. Там в торжественной тишине я мог быть один на один перед Дарохранительницей со своим Иисусом...

В последнее время мне довелось дать трехдневные духовные упражнения некоторым молодым людям. После некоторого раздумья над возможной главной темой, я остановился на Евхаристии. И большой наградой было для меня видеть, как глубоко эти молодые христиане вошли в тайну Евхаристии, как они переживали реальное присутствие Иисуса в этом таинстве любви. И я подумал: что могло бы стать с нашими верующими, какую внутреннюю силу, уверенность они могли бы обрести, взяв на себя смелость и труд уходить иногда от шума нашей повседневной жизни в глубину созерцания тайны Евхаристии... Великий богослов XX века Карл Ранер сказал: вера в XXI веке станет глубокой до мистики, или ее совсем не будет.

Даже история Козетты из светского романа имеет евхаристическое продолжение. С добрым Незнакомцем девочка попадает в строгий, закрытый парижский монастырь, где она воспитывается у монахинь, участвуя в жизни и молитвенной практике обители. И там под влиянием Незнакомца, ставшего ее вторым отцом, под влиянием сестер-монахинь – ее учительниц, но в первую очередь под влиянием ежедневной святой Мессы, под влиянием Евхаристии, эта запуганная, несчастная, некрасивая девочка вырастает в прекрасную, добрую христианку и красавицу.

Дорогие!

Перед нами – Год Евхаристии. Сегодня мы празднуем Светлое Рождество Христово. Пусть в нашем сердце зажжется огонь любви к нашему Спасителю, пусть созреет в нашей воле решимость не только сегодня, в Рождество, навестить Иисуса в храме, но, по крайней мере, делать это в каждый день Господень – воскресенье, когда Он сходит вновь и вновь на землю под видом хлеба и вина в Святой Евхаристии. И мы увидим, как под влиянием Его благодати, Его любви, будет меняться наша жизнь, будем меняться мы сами, и будем возрастать в истинных христиан, в людей, носящих имя Христа, носящих в сердце своем Самого Иисуса Христа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *